Наталья Кононенко, победитель ВИЖУ БОГА 2014

Трейлер фильма ПАПА, ЗДРАВСТВУЙ…

В этом году я получила второе высшее образование, окончив с отличием режиссерский факультет МИТРО «Останкино» (мастерская Дмитрия Таланкина). Уже более двух лет по благословению наместника Данилова монастыря г. Москвы архимандрита Алексия (Поликарпова) я работаю над созданием полнометражной документальной картины, промежуточным итогом которой стал короткометражный документальный фильм «Папа, здравствуй…» , получивший признание уже на двух российских фестивалях: бронзовый витязь на XXIII международном кинофоруме «Золотой Витязь» в мае этого года в Томске,  и первое место по итогам зрительского голосования на фестивале «Вижу Бога 2014».

Первоначальный замысел состоял в том, чтобы снять фильм, отражающий одну из социальных проблем общества с духовной точки зрения. Но в то же время я не ставила перед собой задачу непосредственно рассказывать о проблемах алкоголизма, наркомании, сирот и прочих социальных вопросах, мне хотелось  показать их первоисточник — отсутствие собственной ответственности за тот нравственный выбор, который каждый из нас совершает, и  нежелание задуматься  о ценности и  смысле  своей жизни… С этого и начался мучительный поиск героев, занявший несколько месяцев, поскольку у меня не было четкого представления, кого я ищу; в большей степени я полагалась на интуицию…

Я нашла героя своего фильма — Андрея — в сообществе анонимных алкоголиков. Позже выяснилось, что тема алкоголя была второстепенной – он уже много лет не пил и вел вполне нормальный образ жизни. Он не сразу дал свое согласие на съемку: мало кто захочет выворачивать наизнанку свое прошлое и выставлять его на всеобщее обозрение. Публичная исповедь – это ведь достаточно сложная форма покаяния, доступная преимущественно сильным людям с четким пониманием собственной мотивации. Ключевым моментом было благословение духовника Андрея, убедившего его в необходимости такого откровения ради спасения тех молодых ребят, которые еще не перешли черту, из за которой практически невозможно вернуться.

Наш первый предварительный разговор сам обозначил основную идею фильма. Это была невероятная история возвращения человека, имеющего за плечами несколько судимостей за серьезные преступления, опыт употребления героина и многолетней алкогольной зависимости. Я помню мысль, которая так поразила меня во время нашего  первого разговора: «Боже, как же велико Твое милосердие! Неужели с такого дна можно подняться?!»

Для меня, как автора фильма, наибольший  интерес представляли не столько  конкретные события из жизни этого человека, сколько  его  собственная оценка, и что именно в разные периоды жизни  определяло  его  взаимоотношения сначала  с  родителями,  потом с обществом, а  в будущем  с его  женой и детьми; что  предшествовало совершению преступлений и что заставляло выстраивать  жизнь по ложному сценарию, наполняя ее “суррогатами счастья”. Большое количество отснятого материала не вошло в эту версию фильма, но послужило основой для понимания внутренних переживаний героя в те или иные моменты его жизни, что в последствии помогало мне искать художественные образы, отражающие состояние внутреннего одиночества, отчужденности от мира людей, враждебности, внутреннего холода и, конечно, радости возвращения. Возвращения после расставания. Тема дома и тема отца сквозили через все интервью с Андреем. На момент записи первых интервью Андрей не общался со своим отцом уже много лет, но уже искал встречи с ним. К сожалению, а, может быть, и к счастью, момент их примирения мне снять не удалось. Думаю, Андрей специально  мне об этом не сообщил: в одном из интервью он рассказывал мне о своем старом детском страхе – быть непринятым отцом. Но на мою просьбу познакомить меня со своим отцом Андреем Андреевичем и разрешить съемку на их старой даче, где они вместе не были более 20 лет, все же дал свое согласие. До съемок интервью с отцом Андрея я думала, что снимаю фильм о человеке, жизненный путь которого является однозначным отображением в современной реальности евангельской притчи о блудном сыне. Но когда в фильме появился отец приоткрылся какой-то другой, более глубокий, драматический пласт, позволивший выйти за рамки частной истории. В этом смысле, долгожданное примирение отца и сына стало обретением любви, которая была ими когда-то утеряна.

Съемки фильма производились в разных местах и в разное время года: это были и довольно сложные пролеты на аэростате, и городские съемки в разных погодных условиях. Порой доходило до смешного. В течение нескольких зимних месяцев мы не могли снять падающий хлопьями снег. Только дождемся со съемочной группой подходящего прогноза, только доберемся до места съемок, как снег прекращался! Да и мой первый зимний полет на аэростате вспоминаю с улыбкой: уже забравшись в корзину, обвешанную со всех сторон камерами, я вдруг обнаружила, что, вообще-то мне страшновато. И только после слов священника, что «Господь пугливых не любит» и при этом легонько стукнувшего меня по лбу (дабы привести в чувство☺), расслабилась и полетела☺. Но, были и очень тяжелые в эмоциональном плане съемки  — в колонии для несовершеннолетних, в которой, будучи еще подростком, отбывал свое первое наказание мой герой. Уезжала от туда с чувством глубокой горечи, от осознания того, как глупо и нелепо рушатся жизни целых семей.

Монтировала я свой фильм сама и несмотря на то, что его хронометраж  всего 22 мин.,  монтажный период занял у меня около трех месяцев.

В работе над этим фильмом принимало участие большое количество талантливых людей, без профессиональной помощи которых невозможно было бы реализовать замысел моего фильма. Это прежде всего продюсер фильма Валерий Корунов, операторы Олег Кальян, Вадим Симаков, Олег Смольков и др., звукорежиссер Михаил Гущин, талантливый молодой композитор Михаил Мищенко, удивительная музыка которого каждый раз «дорассказывала» историю, там, где слова были бы излишни. Низкий поклон моим педагогам Дмитрию Игоревичу Таланкину, Евгению Федоровичу Хохлову, Дмитрию Ларионову и многим другим, которые на протяжении нескольких лет щедро делились своими профессиональными знаниями и опытом, и научили меня любить и уважать своего зрителя.

Удивительная откровенность моих героев, их предельная искренность и доверие – все это совершенно по-новому, как-то по-живому открыло мне, казалось бы, давно знакомый мир Евангелия.
У каждого человека своя глубина падения: неразрешимые проблемы, тяжелые болезни и другие испытания. Но… «если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо» (Блез Паскаль)….
Я чувствую свою ответственность, и как режиссер, и как человек донести до зрителя удивительную историю этих людей. Ведь несмотря на сложность и многогранность темы – этот фильм прежде всего о любви… О безграничной и все прощающей любви Бога к Своему творению, дающей каждому из нас надежду на спасение.

На победу я рассчитывала!:) ☺
Но была бы искренне рада и за другого режиссера, если бы по итогам зрительского голосования первое место занял другой фильм. Тот факт, что большое количество преимущественно молодых режиссеров, чьи фильмы участвовали в  программе фестиваля, ищут Бога,  — в определенном смысле тоже победа.

В процессе работы  над фильмом я ставила перед собой задачу «приподняться» над историей, по возможности уйти от частностей, так, чтобы каждый зритель смог разглядеть в ней  что-то до боли знакомое, что-то свое… Не хотелось бы показаться нескромной, но смею предположить, что результат голосования свидетельствует о том, что, наверное, мне это удалось.

Первому месту я была очень рада!!! Ведь заслужить признание незнакомой зрительской аудитории – это дорогого стоит! Поэтому, пользуясь предоставленной мне возможностью, хочу еще раз поблагодарить фестиваль «Вижу Бога» и всех зрителей, который так высоко оценили мой фильм!

На данный момент фильм «Папа, здравствуй…» отобран к участию еще на два российских фестиваля: на международный телекинофестиваль документальной мелодрамы “Саратовские страдания” и на Открытый всероссийский фестиваль документальных фильмов “Соль земли” в Самаре.  По условиям участия в других фестивалях фильм не должен распространяться в интернете.
Как только его распространение станет возможным, я обязательно сообщу об этом. Предполагаю, что это будет не раньше декабря 2014 года.

В планах прежде всего закончить полнометражную версию картины. Кроме Андрея и его семьи в фильме развивается еще одна история, внешне абсолютно противоположная истории Андрея. Кроме того, есть и другие проекты, большинство из которых в той или иной степени затрагивают социальную и религиозную тематику.

Я искренне желаю фестивалю «Вижу Бога» любви и процветания! И верю, что с каждым годом на фестивале будет расти число достойных фильмов, после просмотра которых зрители смогут сказать: «Воистину я вижу Бога!»

 

 

Добавить комментарий