Александр Саварский, победитель ВИЖУ БОГА 2018

В 2013 году я закончил обучение на Высших Курсах режиссеров и сценаристов, мастерская Владимира Меньшова. Это было время выбора. Я искал тему для дипломного фильма. Случай сделать такой фильм представился. Друзья предложили экранизировать Паустовского. В результате совместных поисков появился рассказ «Снег».

Пронзительная, чистая, но совершенно не сентиментальная проза. Дальше нужно было придумать кино. Художник Ася Стрельбицкая и креативный директор фильма Анастасия Смирнова очень помогли. Вы даже не представляете, как тяжело придумывать кино про любовь. Невероятно. Ведь это самое изученное, самое знакомое, самое доступное человеку чувство.  Любая ошибка превращает любовь в пошлость, общее место, неверная интонация разрушает любой образ. Мой мастер Владимир Валентинович Меньшов говорил: «Художник не имеет права разговаривать общими словами. Если ты не ранишь человека творчеством, фильмом, ты можешь быть уверен, фильм не получился».

Несколько месяцев переписывался сценарий, продумывалась структура фильма, делались видеотесты. Ася Стрельбицкая искала стиль. Были нарисованы десятки акварельных эскизов.

Это был самый интересный период. Когда всё закончилось, ну или нам так показалось тогда, выяснилось, что фильм уже почти готов, осталось его снять.

Съёмки проходили в павильоне. Наши актёры Наталья Троицкая и Владимир Бутенко шутили, что наконец-то сбылась их детская мечта сняться в мультике.  С такими актёрами и режиссёр не нужен, скажу я опасную вещь. Володя так «провалился в роль», что начал хромать даже между дублями, когда, например, просто садился за стол выпить чая, а Наташа не выходила из образа мамы весь съёмочный день и проявляла трогательную заботу к нашей маленькой актрисе Алёше. Думаю, девочка уже решила, что сегодня ей заменят маму по-настоящему.

Да, нашу юную звезду зовут Алёша. Такое вот необычное имя дали родители.  Я и сам несколько раз «зависал» после дублей, вспоминая имя и придумывая ласковые варианты – Лёля, Лёша. Каждый раз Алёша спокойно поправляла меня: «Я Алёша!».

Единственный неуправляемый актёр был на площадке один, и звали его Бася. Это был крайне пугливый и очень голодный кот. Его не кормили перед съёмками, поэтому задача кота была, как он её понимал, после команды «Камера» спрыгнуть и побежать в переноску, где его ждал корм. Три крохотных эпизода с котом, мне кажется, заняли по времени столько же, сколько вся остальная съёмка.  

В общем, диплом мы всё-таки сняли, смонтировали, покрасили и отправили на худсовет ВКСР. Худсовет диплом принял и пожелал нам большой фестивальной жизни. Вот мы и стараемся теперь.  

Я никогда и не сомневался, что если человек живет с любовью в сердце, значит, значит он живёт с Богом. Что тут скажешь? Может Бога я и не видел, но любовью я болел. Боюсь, что болею до сих пор. И буду болеть, пока Бог не оставит меня. А тут такое название фестиваля…

Победа на фестивале была совершенно неожиданной. Я только понимал, что если кто-то по доброй воле посмотрит наш фильм, и это уже будет счастье. Как говорит наш художник Ася Стрельбицкая: «Это здорово, что «Письма» летают по свету, они взрослеют, а нам от этого только радость!»

Мы были искренними и рассказали о своём. Словами Константина Георгиевича Паустовского, но о своём. Думаю, зрители это почувствовали. А мы смогли быть интересными.

Кажется, что победе на фестивале больше меня радовалась жена. Маргарита Саварская вынесла все тяготы продюсерской доли. Если рассказать о количестве узелков, которые она развязала, пока шла работа над фильмом, будет авантюрная приключенческая и весьма объёмная повесть «Как я родила фильм, а потом умерла от счастья».

Про творческие планы на будущее… Пф, промолчу. Как раз решается вопрос… Впрочем, снова о любви!

ВИЖУ БОГА — такой уютный, камерный, домашний фестиваль. Мне очень нравится такой формат. Я вообще считаю, что мы устали от шума. Нам нужна тишина и время, и место просто подумать, помечтать, подержаться за руки. Успехов Вам и больше таких зрителей!

Добавить комментарий